Выступление на заседании ректоров школ MBA

Уважаемые коллеги!

С удовольствием расскажу об истории нашей компании, которая называется «Бизнес-Театр» и, которая была создана при поддержке Школы-студии МХАТ им. Чехова.

Мы занимаемся обучением бизнесменов актерскому мастерству.

Идея родилась следующим образом.

Я работал коммерческим директором в одной российской компании. В процессе работы я уже знал, как определить маркетинговую стратегию, стратегию развития компании, наладить бизнес процессы, но…столкнулся с тем, что мне не хватало еще чего-то для того, чтобы реализовывать задуманное!

Ведь одно дело знать, что делать и совсем другое реализовать это вместе с живыми людьми, да так, чтобы они поверили тебе, пошли за тобой и работали «с душою».

Объясню на простом примере. Ты разработал стратегию развития, но надо, чтобы ее принял президент компании, который «ко всем этим МВА-ей» относится как к бестолковой трате времени. Значит надо убедить его силой своей личности.

Допустим. Стратегия принята президентом. Но выполнять-то ее будут сотрудники. А что бы выполнить ее успешно они должны работать с энтузиазмом и продуктивно. А для этого они должны ее понимать и, самое главное, верить тебе, уважать тебя, любить тебя. Значит, опять важна твоя личность.

А текущая работа и постоянные авралы. Ведь если за каждый аврал платить премии, то никаких денег не напасешься. А переговоры. И т. д.

Вопрос. Откуда берется вера, уважение и любовь людей?

Я долго размышлял об этом. Оказывается, что такие качества как порядочность, компетентность, острый ум и т.д. сами по себе не дают того уважения, которое необходимо руководителю. Нужно еще и личное обаяние, дающее хорошее отношение других людей лично к Вам. И как ни странно, это личное обаяние оказывается во многих случаях гораздо важнее, чем все остальное.

И вот этого обаяния у меня как раз и не было!

В один из вечеров, я читал журнал «Искусство управления», в котором рассказывалось об одном клоуне (в прямом смысле слова), который в Англии открыл школу, где он обучал деловых людей приемам своей профессии. Меня это очень заинтересовало. И я почувствовал, что как-то так и можно обрести личное обаяние или, как сейчас любят называть, харизму. Захотелось найти что-то похожее у нас. Ходил в разные студии актерского мастерства. И понял, что ничему стоящему меня там не научат. А необходимость-то оставалась!

Стал обращать внимание, что у многих людей, занимающих руководящие позиции, возникают проблемы похожие на мои. И в то же время, самого высокого положения обычно добивались люди, которые эти трудности как раз не испытывали.

Мне стало понятно, что есть острая потребность и совсем нет предложения. Умению общаться с людьми, управлять людьми посредством своей личности нигде реально не учат. Каждый учиться сам по себе в процессе жизни, и только единицы осваивают эту науку в совершенстве. И это те люди, у которых есть талант. А если родители тебя талантом не наградили, а ты руководитель?! Такая ситуация как раз была и у меня.

Так и возникла идея создать «Бизнес-Театр», где бизнесмены, в том числе и я сам, могли бы освоить жизненно необходимые для общения навыки.

Уйдя с работы в январе 2001 года, я начал заниматься этим бизнесом: оценил потенциал рынка, разработал стратегию развития, составил бизнес план. Тут очень пригодились знания, которые мне дали преподаватели ВШМ-ВШЭ.

Долго думал, с кем из профессионалов среди актеров можно было бы реализовать эту идею. И интуитивно выбрал МХАТ им. Чехова, где художественным руководителем является О.П. Табаков. Интуитивный выбор оказался правильным. Как я позднее узнал, Школа-студия МХАТ является учебным театральным заведением N1 в мире.

В сентябре 2001 года вместе с актерами-преподавателями Школы-студии МХАТ принялись за создание методики обучения.

Надо сказать, что когда я впервые встретился с преподавателями и объяснил задачу: качественно обучить бизнесменов в течение не более 2-х месяцев при режиме занятий 3 раза в неделю, вечерами после работы; то первое, что я услышал от них – «это нереально»! Однако, девять месяцев совместной, кропотливой работы привели к тому, что мы все-таки смогли создать такую методику, по которой можно обучать бизнесменов за 2 месяца в нужном режиме, а не за год ежедневных занятий. Причем речь идет не о специально отобранных, талантливых юношах и девушках, а о взрослых людях, которых актерское мастерство само по себе не интересует. И важна для них, прежде всего, польза от всего этого в их бизнесе.

Сделали сайт. Выпустили брошюры. Провели несколько презентаций. Начали работу с потенциальными клиентами. И в мае 2002 года набрали первую группу. Надо сказать, что, как часто бывает, «первый блин был комом». Я допустил серьезную ошибку, неправильно истолковав принцип «клиент всегда прав» и позволив учащимся произвольно менять методику обучения. Это привело к тому, что людей как следует, мы не обучили. Этот урок я запомнил очень хорошо и больше недовольных выпускников у нас не было.

С тех пор мы обучили много людей. Причем, надо помнить, что все они владельцы и топ менеджеры крупных и средних компаний и банков.

Поскольку наши выпускники уже занимали самые высокие позиции в своих компаниях, то сложно найти много примеров их «счастливого повышения по службе». Хотя, я точно знаю одну историю, когда человек, будучи топ менеджером одной крупнейшей российской компании, решил пройти у нас обучение. И это помогло тему стать одним из совладельцев этой компании.

В первое время все группы были корпоративные. И мы столкнулись с неожиданной проблемой: клиенты не хотели огласки своего обучения и даже выдвигали конфиденциальность обязательным требованием. Это серьезно осложняло развитие «Бизнес-Театра». Я был в растерянности. Не понимал, почему так происходит? Потом дошло: человек вооружился и не хочет предупреждать об этом других. Надо было решать эту проблему, и мы стали прилагать большие усилия по формированию наборных групп, учащиеся которых могли бы уже согласиться на дачу рекомендаций и отзывов. Это была сложная задача, но наш расчет оказался верным, и механизм «сарафанного радио» заработал. Кстати, мы сейчас готовим новый сайт и собираем отзывы наших выпускников, из числа тех, кто обучался в наборных группах. И я подметил одну деталь: чем больше проходит времени с момента обучения, тем эффективнее человек использует то, что он у нас получил.

Так же, мы стали уделять внимание написанию статей в журналы и дали пару интервью на телевидении. Наша деятельность и наша pr-кампания создали интерес со стороны делового сообщества к области обучения бизнесменов актерскому мастерству, и у нас появилось достаточно много последователей-конкурентов. Что не могло не радовать, т.к. все они подогревали интерес к нашей области деятельности.

Сейчас мы лидеры на российском рынке в данной области и находимся в процессе развития. Ближайшая задача: дальнейшее развитие у нас в стране и выход на зарубежные рынки.

С самого начала, наша цель – стать мировыми лидерами в области обучения бизнесменов актерскому мастерству. Стать «Гарвардом актерского мастерства» для бизнесменов.

Наши конкурентные преимущества перед возможными зарубежными аналогами основываются на сильных сторонах, которыми исторически обладает Россия: лучшая в мире актерская школа, система К.С. Станиславского и высочайший уровень актеров- преподавателей. При этом мы используем не сырьевые ресурсы, а культурно-интеллектуальный потенциал и собственные ноу-хау.

У нас есть желание стать одной из визитных карточек России, таких как Большой Театр, МХАТ им. Чехова, Эрмитаж, Газпром, ТНК и т.д.

В заключении, хотелось бы сказать, что, то, чем мы занимаемся это не просто бизнес ради денег, это, в первую очередь, очень нужное и важное образование. Нужное для бизнесменов, как в нашей стране, так и за рубежом. Нужное для развития актерской профессии. Важное для развития цивилизации в целом.

Ведь посмотрите: ситуация сейчас (с учетом процессов глобализации и усложнения коммуникативных и управленческих задач) с навыками общения и управления напоминает ситуацию с общим образованием ( т. е. обычной грамотностью) времен средних веков. Тогда люди, умеющие читать и писать, могли не беспокоиться о куске хлеба и занимали высокое положение в обществе. Аналогичная ситуация сейчас с искусством управления людьми. А эффект от начала развития образования в этой области можно сравнить с эффектом от появления первых церковно-приходских школ в то время.