В бизнесе, как и в других сферах жизни, наиболее важной задачей является — добиться желаемого от других людей, а точнее желаемых настроения, мыслей, действий.
Наше общество развивается все быстрее и быстрее, ставя много новых, все более сложных задач, которые необходимо решать эффективно и в сжатые сроки. Такая ситуация приводит к гораздо большей, чем раньше потребности в лидерах, способных решать эти задачи, объединяя и руководя другими людьми. В общем-то, мир всегда жил по модели лидерства: вожак в стае, глава в племени, короли в государствах и т. д. Однако, последнее время человечество особенно стало нуждаться в таких людях, и это стало явно видно после того, как президентом США стал Рональд Рейган.
Вы чувствуете, что некоторым людям как будто больше позволено? Это называется харизма.
Одна из ключевых потребностей современного бизнеса — лидеры, которые в состоянии сплотить вокруг себя, воодушевить и повести за собой людей. Именно такие люди находятся на руководящих постах во многих, всемирно известных компаниях: Питер Брабек — Nestle, Лу Герстнер — IBM , Джефри Иммелт — GE и т. д. Их роль во многом схожа с ролью руководителя государства — это харизматические лидеры.
Нет необходимости далеко ходить за примерами. Наверняка, Вы заметили, кто в Вашей компании выходит на руководящие посты, кто наиболее заметен, кому достаются лавры побед — тому, кто лучше других может преподнести идеи, выступить на собрании, воодушевить сотрудников, убедить оппонентов, провести ответственные переговоры.
Вот мнение Генерального директора ООО «Марс» Александра Изосимова: «Современный менеджмент — это не столько умение аналитически решать поставленные задачи, сколько умение работать с людьми, мотивировать людей, получать от них максимальный результат».
Какие ответы даются образованием на этот призыв времени? Как можно обучать лидеров для современного бизнеса?
Существуют:
- так популярное и очень нужное сейчас образование МВА;
- специализированные курсы тренинговых компаний, на которых обучаются отдельным, конкретным навыкам, необходимым в бизнесе. А так же проводятся тренинги личностного роста, основанные на психологии.
И сейчас появляется новое направление бизнес образования, которое обучает тому, что раньше считалось не поддающемся развитию, а воспринималось как данность от природы.
В частности, воспитание харизмы в лидере. Называется это — обучение деловых людей навыкам эффективной коммуникации на базе техники актерского мастерства. Навыки эффективной коммуникации — это, проще говоря, умение управлять другими людьми на уровне подсознания, эмоций и чувств. Более детально, это вхождение в контакт, снятие информации, расположение к доверию, управление эмоциями и умонастроением других людей и т. д.. Значение этих навыков в бизнесе и в жизни вообще трудно переоценить, т. к. почти все наши самые сокровенные желания, цели, которые мы перед собой ставим, лежат в области взаимоотношений между людьми (успех в обществе, богатство и т. д.) и достичь их мы можем, только общаясь с другими и управляя ими.
Возникает вопрос — а при чем здесь актерское мастерство?
Посмотрим в суть вопроса. Только 7% информации человек при общении получает из слов, остальное же приходятся на мимику, жесты, позы, походку, тембр и интонацию голоса и так далее. Секреты управления людьми, о которых мы говорим, как раз и отвечают за эти 93%.
В чем причина такой ситуации? Она очень проста — это наше наследство от природы. Мы вышли из природы и общего у нас с ней гораздо больше, чем отличий. Наличие развитого логического мышления позволяет нам развиваться быстрее и иметь развитую социальную структуру. Какое бывает еще мышление, кроме логического?
Образное!!! Это мышление оперирует не логическими символами (словами и цифрами), а образами, эмоциями и чувствами.
Все мы прекрасно разбираемся в компьютерах и знаем, что операции с изображениями (образное мышление) требуют гораздо больше памяти, чем с цифрами (логическое мышление). Такая же ситуация и в мозге человека.
Образное мышление работает всегда. Оно первым обрабатывает поступающую информацию. Логическое мышление контролирует работу образного, но далеко не во всех случаях. Отсюда напрашивается хорошо известная истина: людьми управляют эмоции и чувства, и тот, кто умеет управлять этим, является хозяином положения.
А кто лучше актеров разбирается в этой области? Они почти ежедневно выступают на сцене. И, хотя мы заранее знаем, что спектакль или фильм — это только иллюзия, мы переживаем и испытываем настоящие, сильные чувства.
Строго говоря, существуют две группы людей, которые хорошо владеют искусством управления эмоциями и чувствами людей: сильные мира сего и актеры. Но первые никогда не поделятся с нами этими секретами.
Чувства и эмоции — это энергия, которая приводит людей в движение и руководит ими.
Как же использовать эту энергию? У каждого из нас есть инструмент — мы сами.
Необходимо учиться пользоваться этим инструментом!
Встает вопрос — как учиться?
Люди воспринимают информацию посредством органов чувств.
Слух и зрение — это два основных канала, посредством которых мы общаемся. На слух другого человека мы воздействуем голосом. На зрение — своим внешним видом (одежда, аксессуары, прическа) и, самое главное, своим телом (осанка, походка, позы, жесты, мимика, взгляд). Получается, что у нас есть два основных инструмента коммуникации — это тело и голос. Соответственно, в программе обучения навыкам эффективной коммуникации есть два базовых курса:
- - «курс тела и движения»;
- - «курс голоса и речи».
После овладения инструментами, необходимо научиться пользоваться ими для управления людьми, используя законы устройства человеческой психики. И это задача основного курса — «курса актерское мастерство», если быть точным навыки эффективной коммуникации на базе техники актерского мастерства. После окончания вышеизложенных трех курсов человек уже обладает навыками эффективной коммуникации и это дает ему серьезные преимущества в бизнесе и в жизни вообще.
Однако, нельзя забывать, что мы живем в социальной среде, в которой существуют определенные «правила игры», исторически сложившиеся и берущие начало в физиологии и психологии человека. Особенно эти правила важны в «высшем обществе» и в «деловом мире». За эту задачу отвечает «курс этикета». Этикет — это те же навыки эффективной коммуникации, но уже используемые с учетом правил, принятых в обществе.
Для иллюстрации, можно провести аналогию с популярными сейчас горными лыжами.
Научиться кататься на горных лыжах — это пройти три базовых курса, а научиться проходить специальную слаломную трассу с учетом конкретно поставленных ворот — это этикет.
У вас может возникнуть впечатление, что, то о чем мы с вами говорим, стоит отдельно особняком от привычной для нас системы бизнес образования. Возьмем очень популярное и, очень нужное сейчас образование — МВА.
Рассмотрим широко распространенную в бизнес школах модель образования человека, бизнесмена:
Она представлена в виде сферы. В самой сердцевине человека находятся ответы на вопросы — Что для меня важно? Кем я хочу быть? Где я хочу работать? И т. д. Это называется философское ядро.
Далее идет область, в которой человек отвечает на вопросы — Как устроен я и другие? Каковы законы взаимодействия между людьми? Это область психологии.
Потом уже идет разделение знаний, которые необходимы для различных видов деятельности: спорта, культуры, науки… и бизнеса. В области бизнес образования уже существует набор прикладных дисциплин, типа маркетинга, инвестиционного анализа и т. д.
Но есть еще одна область. Одно дело знать законы взаимодействия между людьми, и совсем другое обладать навыками и способностями в реальной жизни управлять другими людьми. Это и есть то место в системе образования, которое занимает обучение навыкам эффективной коммуникации.
Ситуация сейчас с навыками эффективной коммуникации напоминает ситуацию с общим образованием ( т. е. обычной грамотностью) времен церковно-приходских школ. Тогда люди, умеющие читать и писать, могли не беспокоиться о куске хлеба. Аналогичная ситуация сейчас с искусством управления людьми.
В чем отличие от программ тренинговых компаний?
Надо сказать что то, что дают тренинговые компании и то, что дает «Бизнес-Театр» — это две стороны одной медали и этой другой стороне до сих пор не уделялось должного внимания.
Тренинговые компании дают логическую суть, структуру, скелет того вопроса, который проходят учащиеся на конкретных семинарах, к примеру, на тренингах по переговорам. А здесь учащиеся получают навыки управления собой и другими людьми необходимые в любых деловых и жизненных ситуациях. Чтобы не тратить много слов, можно провести следующую аналогию. Мама отправляет сына за молоком. Она ставит ему конкретную задачу и рассказывает ему как надо ее выполнить: выйди из квартиры, спустись по лестнице, поверни налево, потом направо, перейди улицу на зеленый сигнал светофора, зайди в магазин, купи молоко по такой-то цене и возвращайся обратно тем же путем. Ребенок получает всю необходимую логическую цепочку для того, чтобы успешно выполнить задачу. Но перед этим надо научить ребенка ходить!
В области коммуникаций получается, что единицы ходят, остальные припрыгивают на одной ноге, ковыляют, ползут на животе и т. д.
И что очень важно эти курсы во много раз увеличивают эффективность программ, предлагаемых тренинговыми компаниями.